на главную
Карта сайта
English version
Вы читаете:

Однотактный высококачественный ламповый усилитель мощности - RadioRadar

Аудиотехника
20 лет назад

Однотактный высококачественный ламповый усилитель мощности

12

   Эта статья продолжает наш разговор об однотактных усилителях мощности. Как вы видите, схема усилителя почти ничем не отличается от схемы усилителя, опубликованной в моей статье в журнале "Радиолюбитель" №9 за 2003 год.

   Автор схемы, А.И.Манаков, detector@surguuttel.ru построил усилитель на двух пальчиковых лампах 6Н2П и 6П43П. Многие радиолюбители, повторившие этот усилитель, были приятно удивлены его мягким естественным звучанием при относительной простоте схемотехники и невысокой стоимости комплектующих элементов. Однако вопросы, поступающие регулярно после публикации, касаются, в основном, двух вещей: выходной мощности и применяемости ламп с октальным цоколем.

   Идя навстречу пожеланиям радиолюбителей, и после консультаций с А.И.Манаковым, предлагаю следующий вариант усилителя.

   Схема одного канала усилителя, а также блока питания для обоих каналов, приведена на рисунке.

Принципиальная схема одного канала усилителя, а также блока питания для обоих каналов

Рис. 1. Принципиальная схема одного канала усилителя, а также блока питания для обоих каналов

   Основных отличий два, это повышенная выходная мощность, около 4 Вт на канал, и кенотронное питание, благотворно влияющее на звучание.

   Входной сигнал поступает на сдвоенный переменный резистор, являющийся регулятором громкости. Я применил ALPS, но ввиду его высокой стоимости можно применить любой, желательно проволочный резистор, группы "В" (логарифмическая зависимость). Можно применить два отдельных регулятора громкости, по одному на каждый канал.

   В качестве лампы предварительного каскада выбран один из лучших (с моей точки зрения) отечественных малосигнальных триодов - 6Н9С. Обе половинки лампы включены параллельно. Этим достигается уменьшение внутреннего сопротивления лампы, что влечет за собой улучшение нагрузочной способности и соотношения сигнал/шум. Настройка каскада заключается в установке на катоде лампы 6Н9С напряжения в пределах 1,3-1,5 вольта, подбором резистора R3. Резистор R4 выбран по наилучшему качеству звучания. Если вы захотите применить другой триод, например 6Н8С, то сопротивление резистора R4 будет 20-25 ком, и в этом случае опять придется подбирать резистор R3. Лампа 6Н8С звучит более аналитично, у нее меньший коэффициент усиления (21 против 70 для 6Н9С), но может быть такой звук кому - нибудь понравится больше. Выбор за Вами.

   Выходной каскад выполнен на лучевом тетроде 6П13С, включенном триодом. Именно триодное включение наиболее оптимально с точки зрения качества звучания. Выходной каскад особенностей не имеет. Единственное, что придется сделать, это подобрать с помощью резистора R8, ток через лампу в пределах 60-65 ma. Этот резистор можно составить из двух, параллельно соединенных резисторов, например по 1 ком 2 вт. Если есть желание, можно применить распространенную лампу 6П3С или 6П7С. Ток покоя выходного каскада в этом случае должен быть в пределах 70-75 ma. Однако хочу заметить, что в этом случае уменьшится мощность до 2х Ватт (при применении 6П3С) и увеличится суммарный коэффициент гармоник усилителя. Я пробовал лампу 6П7С и хочу отметить, что звучит она неплохо. При ее применении резистор в цепи автоматического смещения подбирается в пределах 220-230ом 2вт, а резистор между второй сеткой и анодом в пределах 150-230ом 2вт. Ток покоя в этом случае составит около 70 ma. Выходная мощность усилителя в этом случае будет около 3вт на канал.

   Теперь о деталях. От качества разделительного конденсатора С3 зависит звучание усилителя в целом. Я применил Jensen, а из отечественных можно применить К71, К78, К73, К40У-9, К40У-2, К42У-2 на соответствующее напряжение от 250В.

   Конденсаторы постоянной емкости, шунтирующие электролитические, в цепях автоматического смещения ламп - пленочные. Шунтирование электролитов конденсаторами постоянной емкости улучшает звукопередачу в области высоких частот.

   Емкость этих конденсаторов может быть на один- два порядка меньше емкости электролитического. Конденсаторы, шунтирующие электролитические в цепях питания, можно применять К73; К77, а сами электролиты в фильтрах блока питания - Teapo, Samsung и т.д. В цепях автоматического смещения ламп, электролитические конденсаторы старайтесь применять наилучшего качества, например Black Gate. При их применении, можно отказаться от шунтирующих емкостей вообще.

   Выходной трансформатор TW6SE московской фирмы "Аудиоинструмент". Зайдя на сайт фирмы по адресу www.audioinstr.h1.ru , вы можете посмотреть и заказать интересующие Вас лампы, трансформаторы, дроссели, ламповые панели и т.д.

   Постоянные резисторы Р1-71 с допуском 1-2%. Можно применить ВС, а также и более распространенные типа С2-33Н или МЛТ, соответствующей мощности.

   Есть ряд вопросов, касающихся колпачка, надеваемого на анод лампы 6П13С. В радиолюбительской литературе много предложений по этому поводу. Я в своих конструкциях давно и с успехом применяю наконечники свечных проводов от любого легкового автомобиля. За счет конструкции наконечника, контакт получается плотным и надежным, и что немаловажно, можно изменять его внутренний диаметр, так как для разных ламп - он разный. Если наконечник плохо паяется, примените флюс для пайки изделий из стали или цветных металлов.

   Блок питания выполнен на кенотроне 5Ц3С (5Ц4С,5U4G). Применение кенотронного питания, по сравнению с диодами, делает звучание усилителя более теплым и связным.

   Попробуйте, и убедитесь в этом сами. Много статей написано по поводу кенотронного питания, поэтому я не буду вдаваться в подробности. Трансформатор питания имеет четыре вторичных обмотки. Две из них питают накалы ламп первого и второго канала усилителя, одна - питание кенотрона, а анодная, с выводом средней точки, рассчитана на 300v х 2 при токе 200 ma. В первом приближении, сколько вольт на обмотке трансформатора, столько и на выходе ,после дросселей и конденсаторов питания.

   Дроссели можно использовать ДР-2ЛМ, ДР-2,3-0,2 от чёрно-белых телевизоров, унифицированные Д 21, Д 31, данные тех и других находятся на сайте igdrassil.tk.

   Дроссели, используемые мной в данной схеме, тоже от "Аудиоинструмента". Индуктивность их 5Гн, рассчитаны они на ток 300 ma.

   Монтаж усилителя выполнен навесным способом, максимально использованы выводы самих деталей и контакты ламповых панелек. Земляная шина выполнена медным одножильным проводом диаметром 0,8 мм и имеет контакт с шасси в одной точке, рядом с входом. Провода, идущие к накальным выводам всех ламп, должны быть перевиты между собой. Это нужно для уменьшения фона переменного тока. Для этой же цели служат и резисторы R9-R12. Также нужно перевить провода, идущие от входного разъема к регулятору громкости. В качестве этих проводов я применяю тоже одножильные, диаметром 0,4-0,7мм, каждый из которых (для защиты от короткого замыкания) изолирован шелковой изоляцией (применяется тонкий шнурок для обуви).

   В заключении хочу сказать о том, что данный усилитель не просто схема, а реально изготовленный и прекрасно зарекомендовавший себя аппарат. Я его использую уже около трех месяцев и очень доволен его звучанием. Для тех, кто считает что 4 Вт на канал мало, скажу, что в комнате, площадью 16 квадратных метров при использовании акустики KEF Q1 (чувствительность 91 Дб), усилитель развивает звуковое давление, соизмеримое со звуковым давлением, развиваемым транзисторным усилителем, мощностью 40 вт на канал (это результаты субъективной оценки моих друзей - музыкантов). Но звук другой. Усилитель прекрасно чувствует малейшие нюансы звучания инструментов или голоса и как-бы "дышит" (простите меня, если сравнение не очень корректное). Звук его не утомляет, его хочется слушать и слушать.

Автор:caravan@online.bryansk.ru
Пузанов В.С., г.Брянск, Россия.

Мнения читателей
  • Звук/02.09.2015 - 11:37

    Паузанов с Манаковым в этой схеме немного перемудрили. Параллельные природы в драйвера зачастую "поют" дуэтом. Но это кому-то может быть прюсом. Но, при этом удваивается "Миллер". И с ним, регулятор громкости 47 кОм начинает резать верх уже где-то с 12 кГц. 5, максимум 10 кОм, если его проглотит источник сигнала.Я лично 6Н9С включил так: ОК - непосредственная связь, ОА и ещё с вольтодобавкой с делителя Ra на КП. Звук от этого не пострадал. 6П13С в природе достаточно линейна и звучит хорошо. Но не со всякой акустикой. Из-за большого внутреннего сопротивления и как следствие, относительно высокого выходного сопротивления усилителя. 6П7С и Г807 в этом плане похуже. Лучшие результаты даёт 6П31С (EL36). У неё Ri в триоде примерно 700 - 750 Ом. И можно получить выходное сопротивление меньше одного Ома. Правда, для этого потребуется увеличение габаритной мощности ТВЗ до 150 ватт.

  • Сергей/23.07.2014 - 15:08

    Владимир, где-ж ты ? Секундомер-то поверяешь ?

  • Сергей/17.07.2014 - 06:33

    Владимир. Ну и угрыз ты меня дурака.Но один хрен - 6п13с специально разработана для вых.каскадов развёрток ЭЛТ (с углом разв. 90-градусов) и источниках высокого напряжения. С долговечностью 13-й ты тоже сильно меня удивил. По \"побочному\" опыту ремонтов знаю, что года (смотря как и сколько таращиться в ящик) выдерживали отнюдь не все 13-ые. Предусматривалась работоспособность в течении порядка 750 часов. (Редко кто сохранял чеки после их покупки.) Лампа просто выпущенная и то же изделее \"сбацаное\" в конце месяца, квартала и т.д. - то \" д в е б о л ь ш и е р а з н и ц ы \" За то завод-изготовитель перевыполнял план по сдаче металлолома. 6п13С это лучевой т е т р о д - отнюдь не пентод! 4-е ватта рассеивания на аноде - маскимально допустимый предел её длительной нагрузки. Дальше уже резко возрастает вероятность наступаления скорого финиша - на букву \"п\" .( Отравление вакуума выделяемыми от перегретых электродов газами и прочая, прочая...) Разработчиками и производителями радиоламп настоятельно рекомендовалось подавать Е-пит. при уже достаточно прогретые катодах. Профессиональная ламповая аппаратура достаточно часто имела отдельные цепи подачи питания катодов и аноднов (напр. усилители ТУ-100 и др.) По поводу отрицательных обратных связей - кто ж тут спорит. Все однако нужно делать с головой не плечах и руками растущими не из места на котором сидят. Многие любители отнюдь не считают, что 4-ватта максимально в канале - \"класс\". На \"вкус и цвет...\" сами знаете. Да и условия у всех разные (как и кулаки у соседей которым мешаете отдыхать). С заземлением действительно это старая и частая проблема. Особенно бытовой звуковоспроизводящей аппаратуры. Мне достаточно много раз удавалось сильно уменьшить фон. Часто потратив много время на выявления и устранения причин это. Если молодая инженерша работает неделю дней за кульманом, следующую неделю перебирает гнилые корнеплоды на \"овощегноилище\".Учась при этом на вечернем отделении филологического отделения университета. Всем желаю хорошего звука и остатков лета.

  • Владимир/14.07.2014 - 05:29

    Сергей, приёмо-усилительные лампы прогреваются за 25-30сек, кенотрон за 4-5сек-вот уж совет,как слону дробинка.Не верите возьмите тестер и секундомер, и вы увидите.Хотя в ламповых телевизора-лампы работали да же не годами, десятилетиями, в выпрямителях стояли Д226б, наберите в гугле схемы УНТ, УЛПТ и так далее. "А вот древняя выходная строчных каскадов лампа 6П13С, ну совсем не в тему!"-вы их не умеете готовить!, нужен спектралаб. Изменяя номиналы резисторов анода и катода драйвера можно снизить КНИ до 1,5% на номинальной мощности 4Вт(пентод), для однотакта это класс!!! Кстати ООС обязательна.Точку заземления шасси искать не надо(что за детство из 60-70гг.)-это входные клеммы.

  • радиомеханик/12.06.2014 - 11:14

    бумага в масле, звучит как - килька в томате. проговорка по-Фрейду ?

  • тот же костя/06.06.2014 - 12:26

    отвлекают подруги. когда сделал, а до сих пор без коробки. во первых сейчас так модно, во вторых - охлаждаются баллоны ламп, да и их какое дело по большому-то счету....

  • костя/06.06.2014 - 12:19

    совсем старой строчной выходной лампе не место в УНЧ для дома, ни кто до этого еще не додумался. по крайней мере я еще не слыхал о подобном. 6п3с это отлично! звук хороший! надежно! 4 п 150 не понял зачем? лучьше столько же шампанского на фуршете и тост "за сочные обертона...!"

  • Сергей/01.06.2014 - 11:16

    Попытка сделать \"нейтраль\" для выходной лампы с подогревным катодом ей как столбу мелкая дробинка. Зачем паралелить и без того хорошо работающую лампу, поставленую автором на вход - это уж господь ему судья... А вот древняя выходная строчных каскадов лампа 6П13С, ну совсем не в тему! Не для того она проектировалась. Да и надежность ее... как оказалось... Не зря тогдашние \"теле-мастера\" сплошь заканчивали циррозом печени от пьянства, если не \"белой горячкой\". Так много было работы по замене ламп. С Г-807 ее не сравнить, в \"подметки не годилась\". Не зря \"руководящая и направляющая совков сила\" на очередном сьездилище, голосом тогдашнего \"генсека\" потребовала выпустить и даже ОСВОИТЬ ПРОИЗВОДСТВО надежной строчной лампы для черно-белых ТВ-ящиков трудящихся. Вот кенотрон по анодному питанию ЭТО ХОРОШО ! Анодное питание начинает подаваться на уже немного прогретые накалы усилителных ламп. Служат заметно дольше, чем запитанные от полупроводниковых диодных мостиков. Заземление в одной точке шасси так же хорошее решение. Главное правильно найти ту точку, по минимальному фону 50-герцевой сети нашей.

  • Алексей/19.07.2011 - 06:48

    схема в целом очень удачная при такой простоте-такое качество! Я этот усилитель собрал на макете работает прекрасно!Сейчас буду его "одевать" в корпус. Звук понравился сразу.

  • Василий/10.07.2011 - 17:44

    Дроссели для ламповых усилителейТрансформаторы выходные для ламповых усилителей от 800 р./шт. и силовикиhttp://centris.ucoz.ruE-mail: centris21@gmail.com